Церковь в Солдатской слободке

Нефтяные цистерны в Улешах
Нефтяные цистерны в Улешах Фото нач. XX в. Из фондов СОМК.

В 1869 году произошел очередной обвал Соколовой горы, около которой жили потомки пахотных солдат. Пахотные солдаты — это местное население, подчиненное военному ведомству, которое в мирное время селилось на окраинах городов и обрабатывало землю. Обвал разрушил 133 дома, и пострадавшему населению были выделены участки на берегу Волги в урочище Улеши. Здесь переселенцы образовали новую слободку, названную Солдатской.

В восьмидесятых годах XIX века с прокладкой железнодорожной ветки вдоль Волги этот район быстро ­застраивался торговыми и промышленными предприятиями.

В этом обширном рабочем поселке, где находились паровые мельницы, лесопильный завод, завод акционерного общества Русской железной промышленности, ­керосиновые и ­нефтяные склады товарищества Нобель, стало не хватать своего храма.

Известие о том, что на Большой Сергиевской улице (сейчас ул. Чернышевского) начнется строительство церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, рассчитанной приблизительно на 800 человек, православные жители Солдатской слободки восприняли с огромной радостью.

Панорама на Улеши и Увек. 1900 год. Из фондов СОМК.

В воскресный день 25 июля 1904 года после литургии в храме Иоанна Предтечи (к которому тогда были приписаны прихожане Солдатской слободки), к месту закладки новой церкви двинулся многолюдный крестный ход, который возглавлял Его Преосвященство, епископ Гермоген (Долганев) со священнослужителями и, по свидетельствам очевидцев, крестный ход сопровождала «масса народа, преимущественно женщины из простого класса».

Волжский берег
Берег Волги у Саратова. Улешовская база. 1900 год. Из фондов СОМК.

Жители Солдатской слободки организовали свой, встречный крестный ход. Встретившись в районе Дегтярной площади (ныне район Полиграфкомбината), люди с иконами и хоругвями подошли к месту будущего храма, где был отслужен молебен и освящено место для строительства новой церкви во имя Казанской иконы ­Божией Матери.

Как писали газеты того времени, рабочие заводов и железнодорожных мастерских долго не хотели расходиться по домам, желая услышать от Владыки слова поучения и вразумления — «в виду тревожного настроения умов в последнее смутное время». 

Среди заводской молодежи все больше усиливались революционные, мятежные настроения, и старшее поколение, как никогда, нуждалось в поддержке духовенства. Преосвященный Гермоген обратился с словом к строителям храма и пожелал им успеха в его созидании.

Многочисленные заботы о строительстве храма в свое время легли на плечи протоиерея Михаила Дроздова — настоятеля церкви во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя (она находилась в районе нынешнего входа в Горпарк), который отдал этому делу много времени и сил.

Храм строился быстро, и уже в сентябре 1904 года газета «Саратовский Дневник» писала: «Постройка церкви в Солдатской слободке идет успешно: возведены стены, кладутся балки. По инициативе настоятеля церкви Красного Креста (так в народе называли Иоанно-Предтеченскую церковь — Авт.), священника М. Я. Дроздова, предполагаются большие изменения в самом плане церкви. В настоящее время явилась возможность обложить церковь кирпичом, сделать майоликовый иконостас, воздушное отопление, фонарь на куполе предполагается сделать светлым, и деревянные полы заменить терракотовыми. Вследствие таких нововведений приходится изменить самый фасад и конструкцию храма».

Ново-Казанская церковь
Ново-Казанская церковь в Улешах. Фото нач. ХХ в.

На Кузнецовском фарфоро-фаянсовом заводе был заказан знаменитый на весь город иконостас из фарфора с позолотой, украшенный «воздушными» орнаментами, полюбоваться которым приезжали люди со всех концов города. «Фаянсово-эмалевые иконостасы и киоты представляют собой новость и довольно охотно принимаются русскими церквами, так как они прочнее деревянных и не требуют ремонта и позолоты вновь», — говорилось в рекламном проспекте фирмы.

Метрическая книга
Метрическая книга Ново-Казанской церкви за 1915 год. ГАСО. Ф. 637. Оп. 2. Д. 3706. Л. 361.

К осени 1905 года строительство нового храма было завершено. Церковь получилась обширной и крепкой: «…деревянная, снаружи обложена до восьмерика кирпичом, а внутри вся оштукатурена, с деревянной колокольней». В поселке была церковно-приходская школа, основанная в 1895 году и приписанная к церкви Иоанна Предтечи. С 1905 года она была отнесена к Казанской церкви, в ней на тот год обучалось 142 ученика.

В воскресенье 16 октября 1905 года Преосвященный Гермоген освятил новый Казанский храм, и в своем поучении после совершения первой литургии выразил радость по поводу освящения храма и отметил особенное одушевление и молитвенное направление потрудившихся в созидании храма насельников слободки, при чем разъяснил, что дорого видеть, когда не земные интересы, выгоды и расчеты занимают верующих, а заботы о душе и вечном спасении. Особенно — в такое тяжелое, смутное для христианской веры время первой русской революции…

Но главные трудности были впереди: приближался революционный 1917 год.

Comments are closed.