Знамение небесного покрова Божией Матери

Икона Казанской Божией матери
Один из самых ранних списков Казанской иконы Божией Матери — икона 1606 года работы Прокопия Чирина. Государственная Третьяковская галерея

В конце XVI века вся Россия жила вестью о чудесном обретении образа Царицы Небесной, которое 8 июля 1579 года произошло в Казани – центре новопокоренных земель. В страшный для Казани год, когда половина города была уничтожена пожаром, десятилетней дочери стрельца Матроне явилась во сне Сама Царица Небесная, повелевая передать архиепископу и городским властям Свою волю – извлечь из земли Ее образ, зарытый еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия, который станет защитой русского народа от бед.

Переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая священник Ермолай, будущий святой священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. В 1589 году он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. К его епархии до 1602 года относился основанный в 1590 году город Саратов. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и известный всей Руси тропарь «Заступнице усердная».

Первая церковь Казанская церковь в Саратове. В настоящее время на этом месте жилой дом — ул. Лермонтова, 42. Из фондов СОМК
Один из самых ранних списков Казанской иконы Божией Матери — икона 1606 года работы Прокопия Чирина. Государственная Третьяковская галерея

По молитвам перед Казанской иконой Божией Матери и списками с нее происходили чудеса и исцеления, и народ стал освящать во имя нее вновь строившиеся храмы и монастыри. Считается, что список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери был прислан и в город-крепость Саратов, и именно в честь этого образа была поставлена первая городская церковь. Тем более, как пишет один из историков, «первые жители Саратова были из Казани, которые были самовидцами чудотворных дел образа Божией Матери».

Вид на волгу Саратов
Вид на волгу Саратов. В центре — Спасо-Преображенская церковь, справа — Казанская церковь. Открытка нач. XX в.

В начале XVII века, когда Саратов как крепость располагался на левом берегу Волги, на правом – на месте современной саратовской Музейной площади – существовало поселение с мужским Богородицким (при Казанской церкви) монастырем и женской Крестовоздвиженской обителью. Первое упоминание о Казанской деревянной церкви Богородицкого монастыря относится к 1657 году.

С переводом Саратова на современное место в 1674 году мужскому монастырю было отведено новое место у подножия Соколовой горы, куда он и был перемещен в 1691-1692 годах. Казанская церковь еще несколько лет числилась за монастырем, но в 1704 году она стала приходской.

В 1831 году Казанская церковь была перестроена в камне на средства купца Александра Рыбакина. Им же в 1848 году построена часовня перед храмом, которую в 1866 году перестроили на двухэтажную с помещением для клира. Храм был разрушен в 30-е годы XX века, а недействующая часовня с небольшим куполом на углу улиц Лермонтова и Челюскинцев напоминает о древней церкви.

Поэтому еще одна церковь, которая появилась в Саратове в честь Казанской иконы Божией Матери, долгое время называли Ново-Казанской. Этот храм, посвященный Заступнице Усердной, Промыслом Божиим выдержал все атеистические бури XX столетия и в 2005 году ему исполнилось 100 лет.

Часовня Старо-Казанской церкви
Часовня Старо-Казанской церкви, ныне жилой дом

Обсуждение закрыто.