Обретение иконы

Удивительным промыслом Божиим, зачастую случается так, что прежде какого-либо великого дара, испытывается вера и терпение человека или даже целого народа — смотря по тому, кому этот дар ниспосылается. Примеров этому в истории великое множество.

Авраам получил в дар от Бога сына своего Исаака — плод терпения и веры — в тот период его жизни, когда на рождение ребенка надеяться было уже практически невозможно; израильский народ, выйдя из Египта, странствовал в пустыне сорок лет, прежде чем получить Землю Обетованную; Захария и Елисавета, Иоаким и Анна стали родителями святых чад своих, будучи уже в преклонных летах, после многих, исполненных верой и упованием на промысл Божий, молитв; самым же ярким ветхозаветным пример терпения и упования на Бога являет собой Иов Многострадальный, перенесший потерю всего, что имел, в том числе своего здоровья, но не отрекшийся от Бога, несмотря на невыносимейшие страдания и досаждение от всех своих друзей и близких.

Подобно этому, явление одной из самых почитаемых на Руси икон, Казанской иконы Божией Матери, произошло после великого испытания для православного населения города Казани. С большими сложностями шла проповедь Православия в этой новоприобретенной части русского государства: очень уж были сильны там традиции язычества и ислама. Многие труды прилагали проповедники Слова Божия, чтобы донести до людей красоту и святость православной веры, однако зачастую их старания пропадали втуне из-за неготовности слышать, нежелания воспринимать свет веры Христовой — не готовы были слушавшие и не слышавшие идти тесным, но плодоносным путем в Царствие Небесное. Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани чудотворной иконы Божией Матери, которое совершилось 8 июля 1579 года.

Грозным испытанием веры и терпения для всех казанских православных жителей послужил страшный пожар, случившийся 28 июня 1579 года. Ермоген, митрополит Казанский, ставший впоследствии Патриархом Российским, в своем творении «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже въ Казани» так описывает данные события: «…Мѣсяца Июня 28 день, на память святыя мученицы Агрипѣны, бысть пожаръ в новопросвѣщенномъ граде Казани, по взятьи града в двадесят шестое лѣто, яко достовѣ рнейши сами видѣхомъ. Загорѣся в полуденное время близь церкви святаго Николы, иже зовется Тульский, во дворѣ нѣкоего воина царева Данила Онучина. И мала нѣкая часть посаду остася, и половина града к соборней церкви и дворъ архиепископль остася. Болшая же часть посада: и торги всѣ, и во граде обитель боголѣпнаго Преображения Спасова, и дворъ великого князя — увы! вся огнь всеядец пояде и пожже и без вѣсти сотвори»1. Это событие послужило причиной многого уничижения и насмешек над православными со стороны язычников и мусульман.

Действительно, для человека стороннего, мыслящего логикой чисто земной, логикой падшего человеческого естества, здесь кажется все простым и ясным: «Если их Бог так всесилен, как они говорят, почему же Он допустил такое беспощадное разрушение Своих церквей!?» Однако человек есть человек — существо ограниченное, в отличие от Бога, и он не может понять Его непостижимую для нас грешных, но всегда святую и благую волю. Очень часто Господь проявляет Свою милость к нам через наказание или скорбь, Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). Непонимание этого и послужило причиной того, что «бысть имъ в притчю и в поругание истинная православная вѣра»2. Это и было тем самым испытанием, о котором мы упоминали в начале статьи —; проверкой терпения, упования на Бога, на Его благой промысл о нас.

Однако Господь по испытании, если его переносят с верой и упованием, всегда дарует Своим верным рабам избавление от него и великий дар, ради которого и было ниспослано само испытание. Так случилось и в этот раз.Это и было тем самым испытанием, о котором мы упоминали в начале статьи — проверкой терпения, упования на Бога, на Его благой промысл о нас. Однако Господь по испытании, если его переносят с верой и упованием, всегда дарует Своим верным рабам избавление от него и великий дар, ради которого и было ниспослано само испытание. Так случилось и в этот раз.

Особо примечательно то, что чудесное явление Казанской иконы Божией Матери, произошло благодаря десятилетней девочке по имени Матрона, дочери некоего стрельца родом из простых. Как в Евангелии мы читаем: Славлю тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк. 10:21), так и сейчас чудо Божие было явлено через ребенка. Любопытным является тот факт, что практически во всех описаниях явления Казанской иконы Божией Матери почему-то утверждается, что Матрона была дочерью стрельца (а в некоторых описаниях — купца) Даниила Онучина. Это мнение является ошибочным, так как «царев воин» (а не стрелец) Даниил Онучин, упомянутый в повествовании святителя Ермогена о явлении Казанской иконы, был не отцом девочки, а виновником пожара. Подробнее об этой и некоторых других распространенных неточностях при изложении событий обретения Казанской иконы Божией Матери можно прочесть на сайте Казанской Духовной Семинарии.

Произошло обретение следующим образом. Однажды во сне Матроне явилась чудесная икона Божией Матери — тот самый образ, который и был обретен впоследствии. Девочка услышала голос Пресвятой Богородицы, повелевающий пойти к властям и сообщить о месте, на котором сокрыта эта икона (судя по всему, оно было на той же улице, что и дом девочки), чтобы они извлекли ее из земли. Однако Матрона не решилась на такое и поведала об этом видении только лишь своей матери. Та, конечно, не придала серьезного значения сну девочки и оставила все ее слова без внимания. Несколько раз явление повторялось, несколько раз девочка пыталась донести до матери правдивость своих слов, однако так ничего и не добилась.

Наконец, однажды, когда Матрона спала днем, икона явилась особенным образом: девочка внезапно увидела себя стоящей посреди двора, в котором они жили, и вот в ярком, как бы пылающем свете, появляется икона Божией Матери, испуская сияющие лучи такой силы, что девочка подумала, что сгорит. И вот она слышит: «Если не передашь Моих слов и не пойдешь извлечь из земли Мой образ, я явлюсь на иной улице и в другом городе, ты же заболеешь так сильно, что лишишься жизни». На маленькую Матрону напал такой страх, что она упала на землю и некоторое время лежала как мертвая. Придя же в себя, она громко закричала, прося мать, чтобы та скорее пошла к архиепископу и правителям города, и рассказали им обо всем.

И вот они вместе с матерью идут к властям города, и девочка рассказывает им об иконе и месте, на котором нужно ее искать. Но, как и следовало ожидать, Матроне никто не поверил. Тогда они отправилась к архиепископу и со слезами поведали ему обо всем, снова указывая на определенное место, в котором находится чудесная икона Божией Матери. Однако и архиепископ не принял всерьез слов девочки и ее матери. Тогда они отправились домой, и мать Матроны стала рассказывать окружающим людям о видениях своей дочери, но и те только дивились и уходили прочь. Отчаявшись кого-либо убедить, женщина берет заступ, идет вместе с дочерью на указанное место и начинает копать. Через некоторое время, люди, видевшие как она трудится, стали присоединяться к ней. Однако проработав долгое время, они так ничего и не нашли. Когда же в том месте, где на пепелище раньше была печь, начала копать сама девочка, наконец-то и была обретена икона! Она была завернута в рукав ткани, и когда ее развернули, было такое впечатление, что образ только что написан — настолько яркими были краски.

Огромное количество народа сразу стеклось на место обретения новой иконы Божией Матери. Сразу же послали сообщить архиепископу и властям об этой чудной вести. Тут же в Казани зазвучали колокола, а на место обретения направился крестный ход во главе с самим архиепископом. Прося милости и прощения за свое неверие словам девочки, архиепископ и власти города поклонились пречистой иконе Богоматери. Весь народ города стекался сюда, радуясь и благодаря Пречистую Деву за великую Ее милость к ним. Так Господь по испытании, даровал и великую награду за терпение и веру, проявленные православными жителями Казани.

Святитель Ермоген упоминает в своем повествовании, что тогда он был еще священником, служившим в церкви Николы Гостинского, и что сам присутствовал при обретении чудотворной иконы. Мало того, по повелению архиепископа, именно он нес чудный образ Божией Матери вместе с крестным ходом в церковь Николы Тульского, расположенную неподалеку от того места. Там при невероятном стечении народа был совершен молебен, после чего крестный ход снова двинулся по улицам города по направлению к казанскому кремлю. Тогда-то и были явлены первые из бесчисленных чудес и исцелений, полученных от Казанской иконы Божией Матери.

Обсуждение закрыто.