Впечатления крестоходца

Вот уже отзвучали последние возгласы Божественной литургии, и пространство близ Казанского храма дышит многолюдством. Кто они, влекомые благодарным сердцем, пришедшие ответить на материнскую любовь Пречистой Девы?

Их тысячи… Нас тысячи!

Вот стоят гордые казаки в традиционных кубанках с красным верхом, крестовидно разделённым на четыре части. Вот дети прижимают к груди иконы Заступницы Усердной, с любопытством и нетерпением ожидая начала торжественного шествия крестоходцев. Их родители пытаются распределить внимание между молитвой и присмотром за своими чадами, что, как обычно, удаётся с трудом — попробуй удержи этих непосед!

Прибывшие со всех концов Саратова священнослужители, облаченные в голубое, выстраиваются на дороге в четыре ряда, выслушивают наставления собратьев, ответственных за организацию крестного хода, пытаются согреть мёрзнущие ладони, пряча их в складки облачений от непривычного ешё холода и думая про себя: «Ну ничего! Лишь бы пойти — там согреемся!»

Но вот долгожданно заголосили, затрезвонили над Улешами колокола и из храма, как по волнам синих вод, выплывает на священнических плечах икона Богородицы, прибывшая накануне из Троицкого собора и теперь торжественно грядущая домой.

За иконой идут два архиерея — Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин и Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, сопровождаемые иподиаконами и хором; перед ней растянулась бесконечная чреда священников, предваряемых диаконами и хоругвеносцами; а за спиной владык колышется безбрежное людское море, всецело заполонившее на пару часов одну из главных улиц города.

Неудержимо льётся людской поток. И даже строгие светофоры, настырно мигающие красным, ему сегодня указ. «Нарушаем! Нарушаем!!!» — раздражённо кричат они. Но никто их не слушает. Даже сопровождающие крестный ход полицейские. Не сегодня! Не сейчас! Богородица грядёт по Саратову!

Вооружённые рациями священники, ответственные за организационную часть, беспрестанно мечутся между рядами: кого-то надо задержать, кого-то ускорить, кому-то подсказать, за кем держаться, с кем идти в паре…

«Да не сходи ж ты с осевой, отец!» — «Дистанцию! Дистанцию держим, братья!» — «Ускоряемся! Ускоряемся!» — «Так! Ждём! Ждём! Вперёд убежали — икона отстала!» — «При повороте на Московскую внешний ряд — бегом, внутренний — в полшага!»

И с неожиданным щелчком вклиниваясь между возгласами, шуршат искажёнными голосами рации, передавая оперативную информацию и распоряжения организаторов.

Чреда несущих на плечах святую икону постоянно сменяется: вот ещё четверых, близких по росту, выбрала Пречистая служить подножием стоп Своих. Организаторы ангелами выхватывают их из стремительно движущихся рядов и ставят друг рядом с другом на пути приближающейся иконы.

Мгновение — и те, что несли кивот, со счастливой усталостью занимают освободившееся места в движущихся рядах, а новая чреда с усердием приступает к делу. Главное — синхронизировать и не сбивать шаг!

Непрестанно звучат в исполнении хора и прихожан тропари и кондаки Пречистой Деве, и особенно часто — рекордно длинный среди всех своих собратьев «Заступнице усердная…», тропарь Казанской иконе Божией Матери.

Какое-то жужжание доносится сверху. Что это? Новейшие чудеса техники — квадрокоптеры — свысока увековечивают происходящее, привлекая взгляды, вызывая улыбки и шуточки по поводу оруэлловского Большого Брата.

Те из верующих, кто по тем или иным причинам не смогли пойти крестным ходом, всё же не остались дома и встречают его по краям улиц с иконами в руках. А случайные прохожие, ошеломлённые неожиданным зрелищем, с недоумением спрашивают у них, что, собственно, происходит.

Как всегда, находятся и недовольные: водители, застрявшие в пробке из-за крестного хода, сидят насупившись за баранкой, ворчат и хмуро ждут, когда ж наконец закончится этот людской поток. Нетерпится им возобновить свою гонку по дороге жизненной суеты… Не слышат, не понимают призыва Пресвятой Богородицы хоть ненадолго остановиться и задуматься о едином на потребу.

Но вот синие ряды сворачивают уже на Московскую и подходят к Троицкому собору. Густой, раскатистый колокольный звон встречает крестоходцев. Во дворе храма священники и дьяконы выстраиваются по трём сторонам, архиереи и протодиакона поднимаются на помост перед воротами.

Читается Святое Евангелие, возглашаются ектении и многолетия, во время которых митрополит осеняет бескрайний пёстрый ковёр людских голов Святым Крестом.

Под конец владыка Лонгин произносит традиционную проповедь, духовным взором пронзая толщу времён и воскрешая страшные события на переломе двух эпох. Всплывают образы трагедий и бесчинств, порождённых безвластием, — картина человеческих страстей, сорвавшихся с поводка.

Воскресает образ народа, оказавшегося перед страшным выбором — либо быть растерзанным в лоскуты и развеянным по ветру, либо осознать, что всё происходящее — последствия греха, что не будет иной помощи, кроме заступничества Пречистой, и всколыхнуться верой и упованием.

Забыть об этом времени — значит наступить на те же грабли. А грабли истории оставляют не шишки и ссадины. Они жнут людские жизни тысячами, миллионами, проливают реки крови и наполняют людские сердца невыносимой скорбью.

История — наша лучшая учительница. Это понимает не только Церковь, но и государство. 4 ноября — один из немногих праздников, ставших общим для светского и духовного календаря. И пока память о смутном времени живёт в наших умах и сердцах, пока тысячи людей в этот день выходят на улицы города, надежда на то, что наше Отечество будет жить, не угаснет.

Обсуждение закрыто.